logo

Следующая глава Рэя Музики

Две карьеры - это слишком мало для врача-разработчика игр, основателя BioWare. Инвестиционная компания в помощь социальным нуждам является одним из его последних проектов.


Рэй Музика и Грег Зещук ступили на сцену театра Принцессы Анны в Лондоне, Англия, под аплодисменты 220 профессионалов и студентов в сфере игр, которые посетили ежегодную лекцию по видео играм Британской академии кино и телевизионных искусств. Тема была "Игры как искусство" и кто, если не основатели BioWare, могли бы ее представить?

Благодаря их игровой компании, которая быстро достигла успеха, врачи-разработчики игр помогли вдохнуть новую жизнь в жанр компьютерных ролевых игр. Они были одними из первых, кто показал, что видео игры могут быть искусством - больше, чем гонка за очками, больше, чем сражение за повод для гордости - огромный эмоциональный опыт. К тому времени, как Музика ('90 бакалавр медицинских наук, '92 врач) и Зещук ('90 бакалавр медицинских наук, '92 врач), стояли на сцене в конце 2011 года, бренд BioWare был уже одним из самых любимых в игровой индустрии. Вскоре после лекции, их один из самых ожидаемых проектов, Mass Effect 3, разойдется тиражом в 1.5 миллиона за один месяц.

Поэтому для многих стало шоком известие о том, что у "докторов", как их называли в индустрии, произошел переворот в чувствах по поводу их карьеры.

Во время короткого разговора за кулисами, пока они дожидались, чтобы зал заполнился, Музика обратился к своему лучшему другу и бизнес-партнеру на протяжении 20 лет: "Знаешь, — сказал он, — я думаю, что это последний раз, когда мы даем вместе речь, пока мы еще в индустрии ". Это было первое скрытое понимание между ними о том, что возможно им пора задуматься об отставке.

Бывшие медицинские студенты Альбертского университета росли параллельно с индустрией, с момента как она поднялась от 16-битных картриджей до онлайн стадионов. Они превратили игровое хобби в компанию, которая изменила целую индустрию. В последствии, их купила одна из самых больших игровых компаний в мире Electronic Arts за более полмиллиарда долларов.

Теперь, неуспокоенный Зещук, генеральный директор BioWare Austin, Техас, офисный и вице-президент Electronic Arts, начал терять интерес к играм и подумывал передвинуть свою страстную любовь к работе и ни к чему иному, как к созданию пива. Музика, старший вице-президент и исполнительный директор лейбла BioWare в Electronic Arts - который находится в 8 городах и 3 странах - начал думать о том, чтобы серьезнее заняться инвестициями. Он хотел вложить свое добро в коммерческие социальные предприятия, работая с компаниями отвечающими за социальные проблемы, которые смогли бы, так или иначе, улучшить мир.

Новые стремления

"Корпорации не обязательно должны быть безликими созданиями, которыми движет исключительно прибыль", - рассказывает Музика из его домашнего офиса, где его кожаные туфли лежат на кожаном пуфике, а сам он держит чашечку эспрессо на ноге. "Ими может двигать прибыль, но также и стремление к общественным целям".

Почти два года прошло с той лекции в Лондоне и чуть менее года с тех пор, как он и Зещук покинули BioWare; новая штаб-квартира Музики представляет из себя комнатку в подвале его дома в южном Эдмонте, а также похожий офис в его доме в Лас-Вегасе.

Его рабочее пространство теперь заполнено кошачьими деревьями вместо офисных диспенсеров для воды. Больше никаких программистов, дизайнеров и художников - только Музика и его жена, Лиона Де Бои ('91 бакалавр наук агропромышленного производства, бывший коммерческий банкир). Она призналась, что поначалу было немного странно видеть его дома так часто: "Но в итоге все наладилось" рассказывает она. "У нас появилась общая цель, к которой мы стремимся вместе".

Речь идет об инвестиционной компании Threshold Impact, которую создали они вместе, когда Музика покинул BioWare, чтобы вкладывать деньги в стартующие социальные предприятия, которые стремятся одновременно к прибыли и положительному влиянию в общественной деятельности. Музика также является партнером Альбертского университета, чтобы помочь разработать новую программу Venture Mentoring Service, которая будет поддерживать начинания предприимчивых студентов и выпускников Альбертского университета. "Предприниматели способны значительно изменить мир", - рассказывает он решительным и сдержанным тоном. "Они способны мечтать и придумывать, они могут работать над проблемами с разных точек взгляда и они могут стать причиной сильных перемен".

Пускай его рабочее место стало меньше, его мечты это не затронуло.

У Музики с самого раннего возраста был замечен огромный потенциал. Его родители, оба учителя одной из школ Эдмонтона, привили ему любовь к обучению. Он изучал школьный материал дома, который был предназначен на три класса выше его текущего и закончил школьный класс международного бакалавриата с высшей отметкой в Северной Америке и на четвертом месте в мире. В результате этого, он мог пропустить первые пару лет подготовительных медицинских курсов в университете. Но он предпочел взять степень бакалавра, чтобы было немного свободного времени перед тем, как он поступит на медицинский курс.

Интерес к компьютерам у Музики появился в 7 классе школы Кенилворт в Эдмонте. Однажды, после уроков, его учитель математики, Карл Нишимура ('63 бакалавр наук, '65 бакалавр образования, '71 владелец диплома образования, '72 магистр образования) сказал, что хотел бы кое-что показать Музике. Нишимура отвел его в небольшую лабораторию, где в школе стоял компьютер Apple II. Выглядел он, как стоящий на коробках телевизор, которые стояли на пишущей машинке. Нишимура передал ему текстовую игру-приключение на кассетном накопителе на ленте. Первые три раза, когда Музика пытался загрузить ее, кассета скрипела, а на экране высвечивалось сообщение об ошибке, но Нишимура сказал, чтобы тот продолжал пытаться. Наконец игра загрузилась. "Меня она моментально зацепила", - говорит Музика.

Несколько лет спустя, в 1992 году, Нишимура прочитает в газете о том, как Музика и два юных мед. студента, Зещук и Августин Ип ('90 бакалавр медицинских наук, '92 врач) создали программу для медицинского образования (отсюда и название BioWare) и продали ее Альбертскому университету. Его это не удивило. "[Музика] всегда схватывал все на лету", - рассказывает учитель в отставке, который предсказывал Музике будущее в технической сфере. "Я удивился больше, узнав, что он пошел в медицину.".

Для Музики, однако, казалось все наоборот. "Я всегда хотел стать врачом. Мне даже в голову не приходило, что я буду заниматься чем-то связанным с технологиями," рассказывает он. "Это скорее было хобби".

Он и Зещук тогда еще не знали, что годы, когда им приходилось совмещать поздние больничные смены во время аспирантуры вместе с парой часов для разработки игр, подготавливали их для реалий мира бизнеса. "Мы уже привыкли тогда к такому образу жизни, работая по 100 часов в неделю. Это было неотъемлемой частью медицинского обучения, как курс молодого бойца. Ты принимал решение и точка. Не было времени обдумывать что либо." вспоминает Музика.

До и после больничных смен, они закапывались в подвал Зещука, чтобы поработать над новой программой. По мере того, как их умение написания кода и продукты становились лучше, они оформили компанию для их созданий. "Мы особо не раздумывали об этом," говорит Музика. "Нам и в голову не пришло, что это может быть сложно или нас ждет провал. Мы просто сделали это". Они почти не видели преград, за исключением финансового капитала. Им необходима была точная сумма, чтобы выпустить на рынок свою первую игру Shattered Steel, футуристический симулятор на CD-ROM. А также нужны были дополнительные средства, чтобы построить BioWare, т.к. оставаться в подвале было уже не вариантом, поэтому они выложили примерно 100000 долларов, чтобы их бизнес сделал первый шаг.

И покинул BioWare на первых парах, чтобы полностью отдать себя медицинской практике. Музика и Зещук поддерживали двойную карьеру, потому что им нравилась медицина, особенно неотложная медицинская помощь для Рея и уход за пожилыми пациентами для Грега. Музика продолжал работать врачом общего профиля на полставки и занимал места в отделениях неотложной помощи в северном Альберте, в основном на выходных, а остальное время уделял BioWare. Каким-то образом, он и Зещук умудрились втиснуться в программу MBA для руководителей в бизнес школе Айви в западном университете (Музика, 2001) и в университете Куинс в Онтарио (Зещук, 2004). "Моя карьера превратилась в хобби" говорит Музика.

С одной стороны, Музика рассказывает, что его перемены в карьере в основном были результатом необдуманных решений, с другой стороны, он гордится своим умением точно знать, когда стоит сделать прыжок и не оглядываться назад. К 1998 году, когда BioWare выпустили Baldur's Gate, которую журнал PC Gamer назвал "мечта каждого любителя рпг", Музика начал понимать, что больше он не в силах поддерживать две карьеры. "Я не мог выделить медицинской практике должное внимание.". Он прекратил практику окончательно в 2001 году, во время его MBA, чтобы полностью сконцентрироваться на BioWare, однако он до сих пор поддерживает свою медицинскую лицензию по сей день.

Во многом Музика и Зещук были врачами общего профиля BioWare. Они знали достаточно о программировании, повествовании истории и игрологии (изучение видеоигр), что помогало направлять каждый продукт на полку. Медицина также подготовила Музику к тому, как справляться с неудачами, если что-то пошло не так: как врач, он разъезжал по больницам северного Альберта - обычно когда местный врач был в отпуске - и занимался срочными и обыденными делами. "Его ничто не расстраивает" рассказывает его жена, Де Бои. "Ну только если наши кошки заболевают. Тогда уже я берусь за бразды правления".

Де Бои познакомилась с Музикой в 1998 году. Она была старшим банкиром в TD Waterhouse, заведуя большим количеством коммерческих счетов, в которые, благодаря Baldur's Gate, входил теперь BioWare. Она вспоминает Музику таким же, как и сейчас, особенно умным и очень серьезным. Около 180см высотой, довольно-таки широкая фигура, аналитический склад ума и профессиональный покерфейс. "Он может выглядеть угрожающе" говорит она, "Но мне кажется, что многие люди даже не догадываются, какой он на самом деле мягкосердечный.". Особенно когда речь заходит о социальных человеческих проблемах и проблемах окружающей среды, включая права зверей.

Музика - пескетарианец, однажды остановил сотрудника BioWare, чтобы тот не смыл в унитаз рыб из семейства вьюновых, похожих на земляных червей. После того, как он их спас, Музика поддерживал им жизнь и держал в своем офисе почти 15 лет, при том, что обычно они живут не больше 5 лет. Он и Де Бои анонимно поддерживали различные фонды для животных, недавно приютили черного носорога в Ботсване и также выкупили 100 гектаров тропического леса-заповедника орангутангов в Борнео. Помимо этого, они финансируют кошачье крыло Музика, Сапфир и Вебстер, в общественной организации Эдмонтона, которое названо в честь их умерших котов. Они также отдают должное внимание благотворительности в сферах здоровья и образования, неоднократно жертвуя различным организациям здравоохранения и образования на протяжении многих лет, включая королевский госпиталь Александры, фонд детского здоровья Столлери, Альбертский университет и красный крест.

Восход "коллективного ума"

Не смотря на то, что Музика и Зещук очень разные люди, Грег говорит, что за 20 лет проведенные вместе за работой, чаще всего в одной комнате ("Не считая последних двух лет, я проводил больше времени с Реем нежели с моей женой"), у них образовалась некая гармония между их характеристиками. BioWare и другие коллеги из индустрии видео игр прозвали этих партнеров "коллективным умом", потому что они часто заканчивали предложения и мысли друг друга. В его блоге, после отставки, Музика признал ключевую роль этого партнерства в их успехе. "Я не могу представить, чтобы последние два десятка лет прошли успешно без мудрости и советов Грега, без его глубокого понимания дела и способности смотреть на проблемы с совершенно иной точки зрения," пишет он.

"Они хорошо сыгрываются вместе" говорит Аарин Флинн ('96 бакалавр наук (красный диплом), '00 бакалавр наук (сертификат доп. специальности)) исполнительный директор студии BioWare в Эдмонте, который занял место Музики в Эдмонте и Монреале после его отставки.

Флинна наняли в BioWare юным программистом инструментов за месяц до его финальных экзаменов на диплом в Альбертском университете. Он отчетливо помнит интервью с Музикой, Зещуком и несколькими другими старшими сотрудниками растущей компании. "Рэй кое-что мне сказал, что до сих пор остается со мной." вспоминает Флинн. "Он сказал - ты можешь сделать здесь все, что захочешь. У каждого есть такой шанс. И ты можешь пойти так далеко, как посчитаешь нужным здесь".

И как правдиво эти слова выглядели, когда позже в том году, BioWare получили самый грандиозный контракт на то время. Он пришел от LucasArts, отдела игр Star Wars, империя, которая стоит несколько миллиардов долларов. Впечатленные двумя рпг франчайзами компании, Baldur's Gate и Neverwinter Nights, LucasArts попросили быстро достигнувшую успеха компанию, которую основали три врача в снежном Канадском городке, создать следующую игру по Star Wars.

Но Star Wars: Knights of the Old Republic была всего лишь началом. Получившая признание критиков после ее релиза в 2003 году, она выиграла титул "Игра года" от Game Developers Choice Awards. В 2005 году, BioWare объединились с Pandemic Studios, независимой компанией разработчиков в Калифорнии, получили значимое финансирование от частных инвестиций Elevation Partners и выпустили следующий успешный проект - Jade Empire. Потом, в 2007 году, вышел шедевр Mass Effect. События игры проходят в 2183 году, где судьба млечного пути возлагается на плечи игроков, которые брали на себя роль капитана Шепарда, чтобы защитить всех органиков от врагов-синтетиков. New York Times назвали ее "Игрой года". IGN, игровой сайт, который читают около 40 миллионов людей, признал ее "новым стандартом для повествования сюжета в играх.".

Именно тогда Electronic Arts, четвертая самая большая игровая компания в мире, наконец объявилась, после десятка лет с момента выпуска первой игры BioWare.

Сделка на 860 миллионов долларов с Electronic Arts произошла в 2008 году и потребовалось 7 месяцев, чтобы завершить ее. Музика и Зещук удостоверились, что BioWare останется в своем родном городе и что сотрудникам будет дан шанс для роста. И они росли. С 2007 года по 2012, BioWare создали новые отделения в 7 других городах: Монреаль, Остин(Техас), Фэрфакс(Вирджиния), Сакраменто(Калифорния), Сан-Франциско, Лос-Анджелес и Галвей(Ирландия).

Музика оставался на посту исполнительного директора BioWare, заведуя всеми 8 студиями. В каждой из них на нем лежала ответственность распространять креативную и профессиональную культуру, которую он и Зещук создали у себя дома. Как рассказывает Музика, это было оосновано на "Ключевых ценностях качества наших продуктов, качества рабочего места, предпринимательства в среде смирения и честности".

Флинн был благодарен этим ценностям, когда ему пришлось передать плохие новости о своей карьере Музике - о том, что релиз Mass Effect 3 необходимо отложить на несколько месяцев после назначенной даты релиза в декабре 2011 года, пропуская сезон блокбастеров в индустрии.

"Почему?", - спросил Музика.

"Планка нужного качества еще не достигнута, Рэй. Слишком много багов и незаконченных вещей", - ответил Флинн.

"Мы рассмотрели все варианты?" все варианты уже были рассмотрены. Музика спокойно попросил их оставить любые решения по поводу дальнейших действий на завтра, а сейчас пойти отдохнуть, что они и сделали.

Флинн был впечатлен ответом Музики, но не удивлен, "Как врач, ему приходилось в буквальном смысле копаться руками в людях... Ты понимаешь, что на этом не стоит вопрос жизни или смерти. По крайней мере тебе не приходится иметь дело с чьим-то свисающим глазным яблоком".

"Смирение," вспоминает Музика "это значит признать свои ошибки и продолжать двигаться дальше".

"Просто продолжай стремиться дальше"

Музика всегда был самоучкой. Помимо игр, он научился играть в покер на высоком уровне в Вегасе, а также делать почти профессиональные снимки. Еще он легко способен поэтизировать о сигаре и вине, о его происхождении и гастрономических заметках. Он не относится к своим любимым занятиям поверхностно - он становится помешан на них. Пока у него есть время чему-либо научиться, он научится этому. По этой причине он по-прежнему откладывает астрономию, ибо недостаточно времени, чтобы заняться ею серьезно.

Путешествуя по миру, из Ботсваны до Эквадора, из Борнео до Антарктики, порой целыми неделями за раз, тоже стало любимым занятием для Музики и Де Бои. Их путешествия помогли приблизить Музику к многим проблемам, которые досаждают планете и он искал способы, чтобы сделать хоть какие-то общественные изменения. Его работа в BioWare начала становиться слишком рутинной. А для Музики, рутина - это нечто несовместимое с его верой в даосскую философию самосовершенствования. Его цель, будь то медицинские курсы или создание игровой компании, очень проста - стремись быть лучше чем вчера. "Не ищи результатов" говорит он "просто продолжай стремиться дальше".

Вопрос, однако, в том, к чему именно стремиться?

"Я думал о том, что мне действительно нравится. Что меня больше всего интересует?" Он вспомнил свои клятву Гиппократа, клятву своему самопознанию, которое стало возможным благодаря его играм, погоням своих предпринимательских дней. Ответ находился там, где все это переплеталось вместе.

Почти сразу после лекции в Лондоне в 2011 году, Музика начал писать свое письмо об отставке и еще более важное письмо, которое адресовалось его коллегам.

"Сейчас я себя чувствую почти также, как когда-то чувствовал себя в ранние дни BioWare" написал он в своем блоге после отставки. "Когда я все еще продолжал свою практику врача неотложки, тогда я впервые осознал, что мир видеоигр будет следующей главой в моей карьере. ". Музика пишет, что эта новая, третья глава, будет сильно отличаться от предыдущих и будет, откровенно говоря, страшной, но она "Исходит от простой надежды помочь миру стать немного лучше.".

Музика и Зещук вновь воссоединились перед игровым сообществом, в 2013 году на Game Developers Choice Awards в Сан-Франциско, где их почтили пожизненными наградами достижений.

К тому времени Зещук уже запустил свою веб-серию The Beer Diaries. Музика же сделал первый вклад в Threshold Impact в NPO Zero, коммерческое рискованное предприятие, которое предлагает сервис в маркетинге и бухгалтерии для некоммерческих организаций, чтобы те могли сконцентрироваться на своих филантропических миссиях. Другие вложения в Threshold Impact включают в себя сервис доставки органической пищи SPUD.com (Sustainable Produce, Urban Delivery); Lenddo, организация микрофинансирования, которая оперирует в растущем мире и помогают работающим людям создать новые сведения о кредитоспособности, а также предлагают помощь в налаживании отношений с банками, дабы улучшить их репутацию в социальной медиа, чтобы была возможность взять кредит; Basis Science, которая ориентируется на здоровье в производстве носимых технологий. (В марте Intel приобрели Basis за неразглашаемую цену.). С октября 2012 года, Музика проверил около 200 начальных проектов благодаря Threshold Impact. Пока он проверяет кандидатов на наличие любви к своему делу, смирения, креативности, умения брать на себя роль руководителя, а также основные принципы бизнеса и финансов, его жена, Де Бои, в основном занимается финансами. "Обычно я наиболее осторожна в нашем подходе к инвестициям." говорит она.

Еще слишком рано гадать, во что превратится в итоге Threshold Impact. Образование, здравоохранение, социальные и права животных, окружающая среда, информационные технологии и медицинские инновации - все это важно и интересно для Музики. На данный момент он "собирает сведения", т.к. он известен за приостановку чего-либо, перед тем, как принять окончательное решение. Он также присоединился к команде инвесторов в роли консультанта в предприятии iNovia Capital, североамериканская финансовая компания, которая занимается финансированием новых технологий. Вместе с его инвестированием в инновационные технологиями и наставничеством с начинающими предпринимателями, помогли ему стать ближе к тем самым непередаваемым ощущениям и славе предпринимательства, по которым он скучал, как покинул BioWare.

Мир начинающих компаний сегодня отличается от того, когда Музика и его партнеры вышли на эту сцену в начале девяностых, когда им пришлось выжать свои кредитные карты полностью, дабы BioWare смогла сделать первый шаг. Их первый офис был настолько ужасен, что им приходилось каждое утро включать компьютеры в определенном порядке, дабы не тревожить неисправную прокладку электрических проводов. Сегодня, даже в таком скромном городе, как Эдмонтон, есть сообщество вкладчиков в рискованные предприятия, предпринимателей, бизнес-инкубаторов и совместно работающих пространств, а также несколько организаций, которые помогают новым компаниям.

Музика очень вдохновлен от идеи быть частью этой самой "экосистемы" предпринимателей. Ему также не терпится поделиться своей удачей и опытом с другими предпринимателями через Venture Mentoring Service Альбертского университета, которая начала свою работу прошлой осенью. Программа волонтеров VMS сводит успешных выпускников с различной предпринимательской историей с выпускниками и студентами, которые ищут помощи. Каждый начинающий предприниматель получает в пару нескольких наставников, чтобы помочь им с рекламированием, наращиванием фондов, человеческими ресурсами, маркетингом, руководством или любыми другими пугающими умениями, которых им не хватает. Как председатель этой программы, Музика помог выбрать первых 15 предпринимателей и первых 30 наставников - включая, естественно, Зещука.

Эшлин Бернир ('06 бакалавр наук, '11 доктор философии, '13 магистр делового администрирования), менеджер Venture Mentoring Service, познакомилась с Музикой когда те работали над пилотной программой VMS. "Рэй, на удивление, весьма скромно и учтиво отзывается о своих достижениях," говорит Бернир. "Он будет выглядеть великолепно в роли чемпиона VMS.".

Цель Venture Mentoring Service (которая базируется на программе в Массачусетском технологическом институте, который вдохновил около 40 собственных воплощений по всему мир) делает меньший уклон в сторону компании и больше в сторону предпринимательства. Она о росте людей. И это, в каком-то смысле, касается и Музики, который продолжает свои поиски на пути самосовершенствования.

К 45 году жизни, Музика уже успел испытать три разных карьеры: врач, разработчик игр и инвестор в инновационные технологии. Пускай каждая карьера значительно отличается от другой, он видит, как каждая глава добавляет от себя что-то в одну единую историю - та "простая надежда" помочь стать миру немного лучше.

"В медицинской помощи, ты осуществляешь помочь в весьма личном порядке. В BioWare, я помогал миру немного другим образом, принося людям эмоциональное вовлечение и счастье через игры, в которых ключевой особенностью был сюжет. Эта новая глава о том, чтобы оказать немного другой тип помощи и поддержки".

Будет ли это его последней главой? "Я надеюсь, что нет", - отвечает он. "Во мне по-прежнему есть место для еще одной или пары глав".

Перевод: malign, www.BioWare.ru