logo

Dragon Age — So Bad, It's Good

Думаю, все мы знаем, что без персонажа, который бессмысленно и храбро встает на пути у нашего избранного и неизменно правого во всех отношениях героя, невозможна ни одна классическая история от BioWare. Судьба их незавидна, а цели недостижимы. Но в последнее время, возможно, с возрастом, я начал осознавать, что не испытываю ни к одному из антагонистов по-настоящему сильного чувства – ни ненависти, ни злости, ни страха – ни одну из тех эмоций, который вызывали во мне злодеи со старых VHS-кассет моего детства. Более того, многих из них я прекрасно понимаю.

С ужасом осознав, что данная тенденция относится не только к играм вышеупомянутой студии, я попытался разобраться, а остались ли ещё персонажи, которых мне хотелось бы придушить голыми руками, отбросив все приличия и рациональный подход.

Но для начала пришлось разобраться в сортах Зла.

 

Во-первых – Зло Безусловное. Ему не нужны ни рамки, ни обоснования, ни принципы. Чужды раскаяние, страх и сожаления. В этом его сила. И его проклятье в контексте отношения игрока. Подобных антагонистов мы воспринимаем лишь как преграду, финального босса, «вот ту хрень, за которую дают экспу и принцессу в замке».

Во-вторых – Зло Противопоставленное. Данные антагонисты несут на себе тяжкое бремя противостоять герою и быть безусловно убежденными в его неправоте. В своё время именно они меня раздражали, ведь смели иметь другую точку зрения на устройство мира. Но чем старше я становился, тем лучше осознавал – вина абсолютного большинства подобных злодеев лишь в том, что их мнение противоречит тому, которое навязано игрой игроку. Да, они могут ошибаться, творить жуткие вещи, но в конечном итоге, когда лично я отправляю Логейна на казнь – я не испытываю к нему неприязни. Передо мной человек, который считал свой путь единственно верным, а моего героя – врагом. Сейчас он заплатит за свои ошибки жизнью, и другого пути у меня для него нет. Я не могу его простить, но я его понимаю. Как и Сарена, как и Призрака, и многих других.

Далее идут Зло Случайное и просто мерзкие персонажи, но задерживаться детально на них мы не будем. Скажу лишь, что в случае BioWare в Dragon Age 2 вышел отличный биполярный финал в контексте «злодейства», где две отдельные группы игроков мило спорили о том, является ли Мередит безмозглым тираном или Орсино слабовольным тюфяком.

И здесь мы подходим к самому интересному. Если во всех этих группах антагонистов нет ни единого «Я убью тебя, тварина!»-персонажа, то кто же он? Ответ прост: я и большинство из вас называли его другом.

Нет, это не Андерс. Во второй части Dragon Age он, безусловно, одно из главных разочарований и раздражающих факторов, но вызывает лишь эмоции, сравнимые, пожалуй, с нахождением в старом гремящем автобусе, битком набитом ворчащими дачниками и их приспособлениями добровольного рабства. Как только ты окажешься по ту сторону двери, то просто пожелаешь удачного пути в картофельную геенну и выберешь другой маршрут на будущее.

Я же говорю о том, кто даже спустя годы заставляет меня ожидать новую часть франшизы, чтобы иметь призрачную возможность обратить мою ненависть в форму физического контакта чего-то тяжелого с его лицом. Лицом, расположенным на лысой голове. Да, это Солас.

Только что я нажил себе много врагов прекрасного пола, но позвольте мне объяснить. На мой взгляд, Солас – лучший злодей в играх BioWare за долгие годы. А случилось это благодаря тому, что данного персонажа не создавали как прямого антагониста главного героя. Более того, представляли его как товарища, помощника, наставника на пути понимания природы Якоря и всего дерьма, что творится вокруг. Солас располагал к себе желанием помочь.

И здесь я совершил ошибку. Я не задал себе самый очевидный вопрос – помочь кому? Самые внимательные и хитроумные наверняка задолго до финала смогли догадаться, кто же он на самом деле – благо истинный ЛОР Соласа был у всех на виду с самой первый части франшизы, а писавшие его тролли Викс и Гейдер не скупились на подсказки. Но даже такие глубокие познания в природе «врага» вряд ли смогли бы уберечь игроков от добровольного участия в невероятно старой войне одного эгоистичного лысого эльфа. А самое отвратительное – я не могу считать его предателем. О нет, он нас не предавал. Ужасный Волк лишь нашёл себе очередных марионеток, которые добровольно и с рвением исправляли то, что на его взгляд было несправедливой ошибкой.

Был ли он полезен? Безусловно. Справился бы Тедас без его участия в становлении Инквизиции? Нет, не думаю. Но что, если посмотреть глубже. Именно Солас и его нежелание видеть далеко идущие последствия стали катализаторами практически всех кровавых событий в Тедасе. А мы оказались далеко не первыми соратниками, защищавшими его идеалы. И если до выхода DLC «Чужак» в моём разуме ещё теплились сомнения, что его действия были обусловлены шоком, нелепой ошибкой, а он искренне хотел всё исправить, то окончательный финал Инквизиции оставил моего персонажа без важной части тела, а меня самого лишь с одной мыслью. «Если мне дадут такой шанс, то я найду тебя и сделаю очень плохо, лысая скотина, не сомневайся».

Ужасный Волк оказался не просто тем, кто совершает ошибки, прикрываясь благими целями и используя тех, кто ему поверил. Самое отвратительное – он никогда не учится на своих ошибках, не хочет их признавать, и склонен к радикализму в самых худших его проявлениях. Солас не хочет видеть, что оставляет за собой лишь горе, разочарование и разрушения. Думаю, примерно эти эмоции получили в финале прекрасные дамы, польстившиеся на его мужественные скулы и манящие отблески лысины.

Здесь стоит вернуться к примеру с Логейном. Как и в случае с ним, я понимаю Соласа и вижу логику в части его поступков. Но первый не пытался быть мне другом. Не использовал моего героя и в конце не искал оправданий своим действиям. Ужасный Волк, в свою очередь, лгал, глядя в глаза. И я верил. Хотел верить. А разочарование в самом себе — вещь куда более располагающая к мести, чем убийство очередным шаблонным злодеем очередных статистов на глазах у игрока.

Правда, есть еще кое-что. Каждый раз при перепрохождении Dragon Age Inquisition я оставляю свои рамки отношений с Соласом неизменными – друг и товарищ. Несмотря на то, что уже знаю всю подноготную. Как будто специально забываю выпить горячее какао, доводя его до состояния остывшей серой мерзости. Ведь сейчас так мало персонажей, которые могут заставить по-настоящему себя ненавидеть. А Ужасный Волк в этом чертовски хорош.

Возможно, в будущей части Dragon Age он станет полноценным антагонистом. Возможно, будет искать слова оправдания. Но я больше не буду слушать. Солас дал мне самое главное – цель и эмоциональный пинок под зад для её достижения. О большем и просить не нужно.

Автор: LoginamNet
Редактор: Shellty
специально для www.BioWare.ru