logo

«Пробуждение» – ревью от Eurogamer.net

Джон Уолкер, Eurogamer.net
16 марта 2010 года

Давайте внесем ясность с самого начала. Dragon Age: Начало – «Пробуждение» – это не еще один никчемный DLC, продолжающий дело своих унылых предшественников, на которых мы насмотрелись после релиза этой RPG от BioWare в прошлом ноябре. Это дополнение представляет собой 25-часовое полноразмерное приключение, по сути, целую новую игру, которая подхватывает сюжетную линию в том виде, в каком вы ее оставили. Действие здесь разворачивается в новом месте, с (большей частью) новыми компаньонами, новыми навыками, умениями, заклинаниями и талантами, и что более важно, с переосмысленным подходом, который лучше соответствует более краткому формату дополнения и в то же время позволяет достичь требуемого чувства масштаба происходящего.

Вы ведь прошли до конца Dragon Age? В этом ревью мы вынуждены упомянуть некоторые события, произошедшие в конце игры, так что считайте, что мы предупредили вас о спойлерах. Итак, сказав это, можно вздохнуть спокойно, потому что Архидемон был повержен, Мор побежден, и все жители Ферелдена пребывают в счастливом блаженстве, воспевая дифирамбы могучему Серому Стражу [впишите сюда свое имя], который спас положение. Вообще-то, все совсем не так. Столь просто никогда ничего не бывает.

Существует определенное число решений, от которых зависела ваша концовка Dragon Age. А эти решения могли иметь столь драматичные последствия, что у вас может даже не оказаться персонажа для импортирования в «Пробуждение». Мой персонаж, Саймон, остался в живых, поэтому я начал игру с Серым Стражем 21-го уровня, и на него неожиданно напали, когда он направлялся в цитадель Стражей под названием Крепость Наблюдателя, чтобы занять пост командора. Напали порождения тьмы.


Игра не звалась бы Dragon Age, если бы здесь нельзя было сразиться с парочкой драконов

Это странно, учитывая, что я потратил 100 часов прохождения основной игры, чтобы положить конец нападениям порождений тьмы. Причина такого возвращения нашего врага, на самом деле, основная загадка сюжета, но это не отменяет того факта, что она выглядит как изъян – будто бы мы напрасно прилагали столько усилий. Но отложим это. Что-то крайне необычное происходит с порождениями тьмы. Они не только не вернулись в Глубинные Тропы – некоторые из них теперь разговаривают. Их нападения кажутся более согласованными, лучше спланированными. И что еще более странно, так это то, что у них теперь, похоже, есть две отдельные группировки.

Как и можно было ожидать от дополнения к RPG, в игру добавлена масса новых способностей, и вы теперь можете достичь гораздо более высоких уровней. Разработчики не пожадничали. После того, как вы отобьете у порождений тьмы Крепость Наблюдателя, настанет время перегруппироваться (в буквальном смысле – нам предстоит собрать новую команду спутников) и подготовиться к новой битве. В этом нам поможет то, что каждому классу теперь доступны по две новые специализации, и третью по счету специализацию можно выбрать по достижении 22 уровня. Также появился третий ряд особых классовых талантов, доступных с самого начала.


Дети. Кто-нибудь, позвоните в Социальную службу

Каждая специализация идет в комплекте с четырьмя новыми способностями, ни одна из которых не кажется добавленной «для галочки». На самом деле, некоторые из них, очевидно, сделаны, чтобы исправить проблемы, возникшие в первой игре. Например, вы можете развить навыки Боевого Мага (Battlemage), если хотите, чтобы ваш маг мог пережить рукопашные схватки. Специализация разбойника Тень (Shadow) поможет гораздо лучше оставаться незамеченным, использовать ловушки или исполнять тщательно продуманные удары в спину. Воин может прикоснуться к магии, выбрав путь Воина Духа (Spirit Warrior), или же более комплексно усиливать партию, став Защитником (Guardian).

Помимо этого, в каждом другом наборе способностей появляется дополнительный ряд превосходных новых талантов. Например, как воин с тяжелым оружием, я очень признателен разработчикам за новый набор по-настоящему крутых атак двуручным оружием. В сочетании с новым талантом воина Второе Дыхание (Second Wind), позволяющим мгновенно заполнить полоску выносливости, это делает битвы гораздо более захватывающими.

Есть также и новый ремесленный навык – Создание Рун (Runecrafting), – который опять же чувствуется очень к месту. Эти добавочные бонусы, которые вставляются в оружие (а теперь и в броню), могут изготовляться теми, кто овладел этим искусством, но вам по-прежнему надо будет найти заклинателя, чтобы вставить их в предметы. Обучение стоит того, потому что эти маленькие разноцветные камушки в дополнении встречаются гораздо реже. Вы также можете качать Живучесть (Vitality) и Чистоту (Clarity), которые дают бонусы к здоровью и выносливости/мане соответственно. Еще одно умное решение – это добавление настоек выносливости, позволяющих восполнять ее также как и здоровье при использовании припарок. Подводя итог, здесь появилось действительно много всего нового.

Но для меня наиболее важным из всех нововведений являются персонажи и те места, которые нам предстоит посетить. Первоначальное объявление о том, что Огрен будет единственным из основных персонажей первой игры, кто присоединиться к нам, меня разочаровало. Меня заставляли таскать с собой наименее любимого мною персонажа на протяжении первых нескольких часов, до тех пор, пока мне не подвернется кто-то – кто угодно, – чтобы заменить его. Странное дело с этим Огреном: сценаристы, кажется, тоже ненавидят его, делая его мерзким и неисправимым пьяницей на этот раз. Однако, к нам с самого начала присоединяется Андерс – маг-отступник и совершенно язвительный тип. Хвала богу.

Мне потребовалось определенное время, чтобы потеплеть по отношению к Андерсу, особенно в компании разбойника Натаниэля – сына предателя эрла Хоу, – который тоже вовсе не Мистер Позитив.

Я заметил котенка бродящего по Крепости Наблюдателя. Ничего необычного, но его можно было подобрать. Я подобрал и забыл об этом. Некоторое время спустя, просматривая скопившиеся у меня подарки в надежде найти что-то, что поможет завоевать расположение сопартийцев, я наткнулся на кошку среди прочего. И в шутку предложил ее Андерсу, полагая, что его отказ может оказаться забавным.


Андерс может выглядеть здесь крутым, но попробуйте подарить ему котенка

Андерс влюбился. Андерс стал сам не свой. И с тех пор он носил кошку у себя в рюкзаке – ее иконка появилась у него на панели умений. В любой, самый неподходящий момент, я щелкал по этой иконке и слушал, как яростный маг начинает по-детски сюсюкать со своим любимым питомцем. Фантастика.

Как и в случае с основной игрой, вы можете выполнять задания главного квеста в том порядке, в каком захотите. В северной части эрлинга Амарантайн есть лишь один крупный город – сам Амарантайн. Но вокруг него раскинулись обширные области для исследования, каждая из которых содержит в себе невероятной протяженности подземелья, повороты сюжета и новых потенциальных сопартийцев, которых можно либо взять к себе, либо прогнать, или же порубить на кусочки.

Каждая область обнаруживает в себе ключевые детали из основной игры, таким образом, тонко отражая ее тематики. Нотвудские Холмы приводят в покинутый город гномов, Кэл Хирол, а Путеводный Лес облюбовали Долийские эльфы. Взаимоотношения между магами и Церковью, пожалуй, наиболее обсуждаемая тема, в свете противоречия, с которым сталкивается Андерс – маг в бегах, присоединяющийся к законному ордену, такому как Серые Стражи.


Перо на шлеме вселяет ужас в сердца врагов

На самом деле, это общая проблема всех, кого мы здесь берем для Присоединения. «Пробуждение» – это рассказ о героях поневоле, с которыми мы были бы врагами и сражались бы, сложись судьба по-другому. Подобный мрачный тон присутствует на протяжении всего приключения.

Я не буду ничего говорить о финале и не раскрою никаких подробностей, способных испортить сюрприз. Но нельзя не отметить то, сколь серьезными являются принимаемые вами решения. Есть один выбор, который вас просят сделать вскоре после начала – на каком направлении вы желаете сосредоточить ограниченные военные силы Крепости. Оборона города, защита окружающих земель (и, соответственно, гражданского населения) или охрана торговых маршрутов? Или, возможно, вы решите послать понемногу солдат на все три направления? На самом деле, выбирайте очень осторожно.

Вы сможете брать новые квесты с Церковной доски в Амарантайне, выполнять поручения, о которых вас будет просить некто, кого я могу описать лишь как вашего личного секретаря. Будет также доска торговцев, со своими квестами, и лучшие из всех задания от «Сирот Мора». Эта компания наглых ребятишек предложит вам серию фантастически глупых заданий, написанных с ошибками и плохо замаскированных под добрые деяния. Если решите присоединиться, то скоро обнаружите, что подсыпаете чесоточный порошок людям в постели, крадете книги из церкви и пугаете соседей.

Однако серия квестов от Сирот также обнаруживает крупнейшую проблему «Пробуждения» – тенденцию к иссяканию. Выполнение цепочки их заданий заканчивается, ну, ничем. Никаких последствий вообще. Гораздо более многообещающей была одна западня в Амарантайне, в которой нам нужно было выбрать между помощью городской страже или контрабандистам. Вся эта ситуация создавала впечатление, что происходит нечто значительное, но завершилась багом, позволившим мне выполнить поручения обеих сторон. Казалось бы, это извечная проблема RPG, но так разочаровывает. Затем, общая развязка «Пробуждения», хоть и определенно драматичная и грандиозная, заканчивается слишком быстро. Ей не хватает той заключительной вечеринки, благодаря которой финал Dragon Age приносил столько удовлетворения.

С другой стороны, «Пробуждение» искупает свои грехи, пожалуй, лучшим побегом из тюрьмы, который я когда-либо видел в игре. Это древний как мир прием – вашу партию ловят, лишают снаряжения и запирают в камеру, – но исполнен он с истинным изяществом. Он позволяет вам прокладывать себе дорогу к свободе, пользуясь теми разрозненными предметами, которые вы сможете отыскать, а затем просто гениально возвращает все ваши вещи таким способом, что вам не приходится переживать тот жуткий момент, когда необходимо вспоминать, что на ком было надето. А в конце вас даже ждет торговец, так что вы точно не окажетесь с переполненным рюкзаком. Аплодирую стоя.


Рассерженная представительница долийских эльфов. Прошу!

Что более важно, «Пробуждение» прошло через полировку. Грубые грани Dragon Age были сглажены, включая и уровни сложности. «Нормальный» обеспечивает достаточную сложность для тех, кто хочет сочетать атаки в реальном времени с разумным использованием паузы, а «Легкий» – это детский сад. То же самое и с уровнями «Сложный» и «Кошмарный сон», в зависимости от того, насколько вы круты. То есть то, что и должно было быть с самого начала.

Новые наборы атак, усилений, заклинаний и талантов делают сражения гораздо более интересными, позволяя вам выбирать из обширного ряда способностей, вместо того, чтобы постоянно использовать две-три из всего списка. И, конечно же, остается чувство удовлетворенности от того, что ощущаешь свою команду крутой и способной реализовать некоторые по-настоящему шикарные тактики.

Хоть «Пробуждение» и меньше, чем Dragon Age почти в 4 раза, оно все равно огромно. При продолжительности в 25 часов, вы покупаете за 20 фунтов игру, втрое превосходящую по длительности некоторые произведения, которые стоят в 2 раза дороже, и она столь же насыщенна и увлекательна, как и оригинал. Конечно же, вы в штыки воспримете необходимость играть с новыми персонажами, но это быстро пройдет, и вы снова будете поглощены происходящим.


У них есть языки, и они собираются ими воспользоваться

Ничто здесь не ощущается небрежным или поверхностным. Даже проходные, одноразовые локации тщательно продуманы. Каждый новый компаньон обладает подробной, богатой нюансами биографией и отличным набором подколок, которыми они готовы поделиться с вами во время странствий. (Любимая реплика Андерса: «Как удобно стоит эта баллиста. Я всегда не прочь немного пошуметь».) Вы не просто помогаете попавшей в беду деревне – вы узнаете историю этой деревни, ее место в мире, причину, почему она попала в беду, и сталкиваетесь с последствиями своей помощи.

«Пробуждение» – это очень качественное добавление к миру Dragon Age и стоящее продолжение его истории. Быть может, более интересно то, что объем решений, которые вы принимаете, ведет к даже более разнообразным концовкам, чем в первой игре. Вам предстоит сделать несколько поистине сложных выборов, сформировать ряд необычных отношений и спасти целый регион от порождений тьмы. Вы Серый Страж, и это ваш долг.

9/10

Перевод: Xzander, www.BioWare.ru