logo

Обзор Jade Empire: Special Edition от CRPG.ru

Автор:
Никита Болгов
Оригинал:

 

 

Краткость и талант

Jade Empire (просто JE среди знатоков кун-фу) - хранилище множества интереснейших человеческих архетипов, разработчики которого неоднократно делают реверансы в сторону Джорджа Лукаса, Джоан Роулинг и самих себя. Сия вещица, успевшая прослыть простушкой и своего рода облегченной версией Knights of the Old Republic, на самом деле предлагает больше, чем может показаться. Личности, мимолетом встречающиеся в ней по ходу дела - и те запоминаются. Говорить о постоянных спутниках не приходится.

Гао Младший - папенькин сынок, считающий, что все в этом мире покупается за деньги. Заранее обреченный персонаж-жертва: в хоррор-фильмах такие обычно погибают, натворив гадостей и перед смертью обязательно успевая искупить свою вину. Гао в любом случае получает по сусалам еще в самом начале, но традиция соблюдается как минимум в отношении несчастной любви.

Черный Вихрь - пламенный привет от дроида HK-47 из понятно откуда. Размахивающему внушительными топорищами великану-алкоголику справедливо достаются все самые кровавые сцены и жгучие истории из прошлого!

Безумец Кан - гениальный изобретатель с характерной внешностью, делающий так, чтобы "одни вещи взрывались, а другие - могли летать". Открывает доступ к одной любопытной локации и простенькой аркадке про пилотирование планера (многим наверняка приходилось когда-нибудь играть во что-то подобное на мобильном телефоне).

К чести BioWare будет сказано - продолжать этот едва начавшийся список можно действительно долго. Не все дотягивают до коллег по несчастью из Baldur's Gate или той же KotOR, зато вслушайтесь в эти ласкающие слух словосочетания: Рука Смерти, Шелковая Лиса, Прозорливый Цзу, Подкаблучник Хоу… Невозможно отказаться от игры, персонажи которой носят такие имена! А когда переводишь взгляд на названия боевых стилей, на душе теплеет еще больше. Хоть яичницу жарь.

 

Глава первая, в которой враги опять сожгли родную хату, и не ясно кому нести свою печаль

Запуская JE в первый раз, готовьтесь к непродолжительному путешествию по волнам памяти. Вы - сирота, воспитываемый многомудрым сенсеем в школе боевых искусств. Ваше обучение уже подходит к концу, как вдруг (попробуйте угадать!) на родные пенаты совершается нападение. По возвращению из похода за похищенной сокурсницей герой обнаруживает пылающие руины, много-много трупов, парочку бандитов и, что хуже всего, совсем не обнаруживает своего седобородого наставника.

BioWare вообще не свойственно верить в совпадения: если планер с героями разбивается, то обязательно неподалеку от города с кучей важных NPC, а если уж ненароком убьют, то только для свершения полезных дел в загробном мире.

Древний Китай, где все это происходит, как и следовало ожидать, получился в JE практически не имеющим точек соприкосновения со своим реальным прототипом. Лежащая в основе мифология, воплощенная фантазией известных мастеров, предполагает встречи с призраками, демонами и магией.

 

Глава вторая, в которой зло оказывается лишенным обаяния, добро - чересчур пафосным, нейтралам не дают плюшек, а RPG оказывается не такой уж ролевой

Как и в других RPG канадских докторов, в Jade Empire важно оставаться самим собой, не ставя заранее задач на отыгрыш абстрактных "злого" или "доброго" героев - только так вы практически гарантированно получите массу удовольствия. При соблюдении линии благостного защитника угнетенных велик шанс скончаться от скуки ("Ваша благодарность - уже наивысшая награда для меня"; тьфу ты), в то время как быть абсолютным злодеем просто по-человечески неприятно - для этого приходится откровенно хамить окружающим и разве что не топить в речке котят. Где лесть, хитроумные манипуляции и другие средства из арсенала Настоящего Мерзавца? Талант девелоперов неоспорим, но к следующей игре (Mass Effect или Dragon Age - варианты рассматриваются) было бы неплохо увидеть от них по этой части прогресс.

Однако прямолинейность в вИдении разделенного на "черное" и "белое" мира во многом простительна, потому что с учетом "ветвистости" лучше за последнее время диалогов все равно ни один разработчик не написал. И, в конце концов, никто не запрещает оставаться меж двух крайностей! А на то, что соблюдающих нейтралитет уклонистов в игре не жалуют - в увеличивающем характеристики амулете некоторые бонус-шарики достаются только следующим по пути Сжатого Кулака или Открытой Ладони (по сути все тем же привычным Темной и Светлой сторонам) - в общем-то, плевать.

Раз уж мы заговорили о характеристиках, то тут поклонников навороченных ролевых систем я вынужден разочаровать: в JE их всего три, и зависимые от них функции очень просты. Тело увеличивает показатели здоровья, Разум - маны (именуемой здесь "ци", что опять-таки нисколько не меняет дела), а Дух - концентрации, расходуемой на замедление времени, использование оружия и уклонение от ловушек. Также имеются побочные параметры, влияющие на успешность дополнительных опций в беседах - обаяние, интуиция и устрашение. Собственно, вот этим все и ограничивается.

Нет и никакой возни с инвентарем, весьма скромную замену которому олицетворяет уже упоминавшийся амулет со слотами для магических камней, попутно являющимися единственным вещественным предметом бартера. Остальное представляют навсегда повышающие одну или несколько характеристик техники и обучение боевым стилям.

Бои - одно из ключевых отличий Jade Empire от игры про старореспубликанских джедаев, причем отличие определенно в лучшую сторону. С завистью смотреть на выделываемые буйными носителями медихлориан приемы, единожды кликнув на противнике и изредка раздавая дополнительные приказы в режиме паузы, было откровенно скучно. Теперь блоки, удары и их комбинации наносятся самим игроком. Разница в стилях значительна: один позволяет превратиться в огромного голема, другой - заниматься изощренным ускоренным рукомашеством, третий - замораживать врагов, и так далее. Незатейливой геймерской радости и усилиям левой кнопки мыши нет пределов.

Злоупотребление новой системой сражений, надо полагать, привело к появлению в одной из глав Арены. Мы тут как бы все безмерно уважаем творчество Ридли Скотта и испытываем тягу к хлебу и зрелищам, однако запоздалый выход игры для компьютеров сделал свое дело - за последние два года столько RPG интерпретировали гладиаторские сражения, что иногда задумываешься - а не стало ли это еще одним атрибутом жанра?

 

Глава третья, в которой то, что на Иксбоксе хорошо...

... и на компьютере неплохо. Интерфейс и управление настолько качественно сделаны, что по незнанию проект сложно заподозрить в консольном происхождении. Количество одновременно задействованных в активе методов вламывания увеличилось с четырех до десяти, передвигаемся при помощи WASD-раскладки, деремся и озираемся - мышкой.

В числе преподнесенных специально к PC-релизу подарков замечен уровень сложности Jade Master (многие знакомые сходятся в том, что не могут заставить себя прочесть первое слово иначе как "джедай"). Возможность сомнительных достоинств, не привносящая при повторном прохождении никаких новых предметов и способностей, а всего-навсего импортирующая в начало игры прокачанного героя и изрядно усиливающая врагов.

Ну и к жабодемону в нутро ограниченность "Мастера", когда так хочется пойти на второй заход персонажем другого пола и иной специализации. Jade Empire слишком быстро проходится, для того, чтобы отказать себе в удовольствии прогуляться в ней еще раз. Не обманывайтесь заявленным количеством глав – последние четыре резко набирают темп и преодолеваются на одном дыхании.