Xzander Xzander

Интервью с администрацией сайта. 2012 год.

Привет всем, с вами Кальян. =)
Два года назад я брал интервью у администрации Bioware.ru. Интервью тогда было неожиданным, чем и удивило администраторов сайта. Но время идет, и я решился на повторную беседу. Появились новые старые лица, так что время самое то.
Начну с банального и простого – с истории. Sonic, не мог бы ты вкратце напомнить об основании ресурса, а затем, глядишь, и другие администраторы подтянутся и добавят что-то свое?
Sonic: Ну, тут всё просто. Было два увлечения – сайты и RPG. Поэтому, конечно же, было желание сделать сайт по RPG. К тому моменту у меня уже был сайт+форум про фэнтези, но этого было мало.) Поэтому я и тов. Fixx решили, что пора что-то делать.
На тот момент все очень ждали Oblivion. На него мы изначально и нацелились, но быстро поняли – конкурентов очень много, причём были сайты, которые «обозревали» серию уже очень давно. Решили не соваться. Полезли листать «Игроманию», в поисках того, что новое и скоро выходит. Вспомнили, что недавно было превью Dragon Age. «А, это вроде от тех чуваков, которые сделали KotOR». Я его, на тот момент не прошёл, но начинал, ещё когда своего компьютера не было. Тогда понравилось, но доиграть не вышло. Fixx же, насколько я помню, был куда лучше знаком с творчеством BioWare. Игру одобрили. Зарегистрировали домен dragonage.net.ru и начали «наполнять». Целых 3 картинки, пара жидких новостей и пара превьюшек. Дело было в мае-июне 2005-го. Игру ждали к концу года. Не дождались.
Довольно быстро мы поняли, что всё очень тухло. Новостей нет, люди особо игрой пока не интересуются. Сайт пустует. Что же делать? Правильно, начать писать про родственную игру, которая как раз в активной разработке – Neverwinter Nights 2. Да, уже не BioWare, но рядом.
Попутно пришло понимание, что раз уж мы тут пишем не только про DA – значит и домен неподходящий. Да и вообще, концепцию сайта надо менять. Стали думать, как обозваться. Хотелось коротко, запоминаемо. Сейчас уже вариантов не вспомню, но наверняка было что-то вроде rpgsite.ru и т.д.) И тут выяснилось, что свободен bioware.ru. Дальше уже не искали) Вместе с доменом пришла и основная идея сайта – всё о играх BioWare. Ну и, собственно, понеслась. :)
О как, интересно. А как насчет других админов. Del-Vey, Dragn, Xzander, как вы пришли на сайт и попали в bioware-мир?
Dragn: Я попал на сайт где-то в первой волне после выхода Mass Effect на ПК в июне 2008 года. Флудил, общался, так и остался с тех пор.
А в мир BioWare попал с помощью Baldur's Gate 2. Как можно не полюбить игру, в которой хомяки и рейнджеры счастливо живут в звездах. =)
Xzander: На bioware.ru я попал исключительно благодаря первому Mass Effect. В конце 2007 года я впервые узнал об этой игре – а также то, что это эксклюзив для Xbox 360, что меня очень и очень расстроило. Длиннющий видео-обзор Mass Effect, сделанный тогда журналом «Игромания», настолько захватил меня, что я начал искать информацию о возможном выходе игры на РС. И вот поиск в google вывел меня на сайт bioware.ru, где как раз была новость о возможном выходе Mass Effect на РС – это было, наверное, в самом начале 2008-го. Тогда я не стал регистрироваться на сайте, а просто подписался на новости по RSS, чтобы быть в курсе. Ну а потом, несколько месяцев спустя, в апреле 2008-го в новостной ленте прочитал, что сайт приглашает переводчиков. Вот тогда-то я и зарегистрировался здесь, и с тех пор я тут.
Что касается игр BioWare как таковых, то знакомство с ними у меня началось с первой части Baldur’s Gate. Затем были, конечно же, Baldur’s Gate II, Neverwinter Nights и KotOR. Последняя, кстати, безбожно тормозила на моем тогдашнем слабеньком компе, выдавая кадров 15 от силы, но, несмотря ни на что, я прошел ее тогда раза 3 подряд – вот она, неодолимая сила игр BioWare в действии. :D
Del-Vey: А я тут почти с самого основания. Изначально просто читал новости, затем зарегистрировался на форуме. После этого форум приказал долго жить, и несколько месяцев приходилось посещать лишь сайт. Затем форум воскрес, и я не замедлил снова зарегистрироваться, став юзером №5. Это было в далеком 2006 году.
Было видно, что разделов не хватало, и тогда я предложил Sonic'у помощь, он открыл несколько новых разделов, и я стал их модерировать. В определенный момент форум разросся до 10-15 разделов с множеством подразделов, большую часть которых я «захватил» (на самом деле я мозговой паразит, поселившийся в Синем Йожике, но это откровение лучше вырезать из интервью). Ну а затем Sonic меня повысил (потому что растолстел и обленился, не иначе).
А вот первой игрой от BioWare, в которую я поиграл, был Baldur's Gate за номером один. Было это в 98-м, кажется... Мне он тогда показался безумно сложным, и я тратил целые часы на каждую локацию. Не представляете какое это было удовольствие, прорваться наконец через тяжелую битву, особенно на классическом уровне сложности. Честно говоря, в последующие прохождения игр серии я больше не рисковал играть на нем.
Кстати говоря, каков ваш послужной список игр? Всё прошли, что-то отложили? Какие любимые есть?
Sonic: У меня самый позорный послужной список) Если брать только биоваров, то KotOR1, DA, DA2 (не до конца) и все МЕ. Ну и в TOR активно играю.
Del-Vey: Я прошел все игры BioWare жанра RPG, кроме Mass Effect 3. Что касается прочего, то большая часть классических ролевых игр, начиная года эдак с 88-го, тоже пройдена. Исключением являются серии Might & Magic, Wizardry, которые я пропустил, а также некоторые игры линейки Ultima.
В списке любимых RPGу меня значатся Fallout, Planescape: Torment, Vampire: The Masquerade – Bloodlines, Baldur's Gate 2, Star Wars: Knights of the Old Republic, Fallout: New Vegas, также очень понравился Mass Effect 2 (в отличие от первой части, которая оставила очень неоднозначные впечатления). Из прочих жанров могу выделить шикарный шутер The Darkness, мерзкий и ненужный сиквел которого недавно посетил и PC, а также Alan Wake, Gears of War 2, Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay и многое другое. Я вообще преимущественно консольщик, хотя в последнее время не удается найти время для игр. =)
Xzander: Если говорить об играх BioWare, то я прошел все их RPG, за исключением Jade Empire – ее я как-то пропустил в свое время, а потом уже было не до того. Ну и Mass Effect 3 сейчас как раз в процессе – там некоторые, говорят, уже по 2 раза ее успели пройти, мне страшно за этих людей. (эта часть интервью записывалась через 6 дней после выхода МЕ3 – прим. ред.) В The Old Republic я не играю, не мое это. :)
Самыми любимыми среди BioWare’овских были и остаются Baldur’s Gate 1 и 2, причем первый я люблю сильнее, он как-то душевнее что ли. Из прочих RPG это, безусловно, Planescape: Torment– единственная игра, в финале которой у меня всякий раз наворачиваются слезы на глаза. Также Fallout 2, безбашенная игруха, которую я проходил множество раз, и TES III: Morrowind, на которую я в свое время угрохал просто немыслимое количество времени. Что касается других жанров, то безусловный фаворит там Metal Gear Solid 4 – просто мега-игра, с умопомрачительными кат-сценами, уровень постановки которых, качество анимации и масса мелких деталей делают их абсолютно живыми и правдоподобными. Подобного пока не удалось повторить еще никому.
Dragn: Играл или прошел все игры BioWare, включая Shattered Steel, MDK 2 и The Old Republic. Самая любимая их игра это, конечно же, Baldur's Gate 2, причем до сих пор считаю ее самой лучшей игрой в жанре RPG вообще и у BioWare в частности.
Если абстрагироваться от продукции нашего любимого разработчика, то на первых местах в моем топе среди RPG: Planescape: Torment (самое лучшее воплощение жанра из возможных, шедевр), Fallout 2, Arcanum, Deus Ex, Star Wars: Knights of the Old Republic, Vampire: TheMasqueradeBloodlines, Gothic 2 (+ NightoftheRaven). А если затронуть не только жанр RPG, то серия Legacy of Kain, Silent Hill, Metal Gear, «Космические Рейнджеры», Beyond Good And Evil, Alley Cat и многое другое.
Sonic, догоняй остальных. А то все рассказали о своих любимых играх не-от-Bioware, а ты нет. А?
Sonic: Ну... Главной игрой для меня, наверное, до сих пор остаётся Half-Life 2. Его концовка просто лучшая на все времена. По ощущения разве ещё Dreamfall меня так сильно зацепил. Изумительная игра. Ещё люблю дьяблу, ред алерт 2, анчартеды и много-много всяких гонок – грид, дёрт, ф1 от кодиков, кмр, гт5, все нфсы и тд и тп.
Вот и Sonic догнал всех.
Продолжим с играми. Недавно вышел Mass Effect 3 – заключительная часть трилогии о капитане Шепарде, по этому знаменательному событию сменили фон и лого на сайте и форуме. Так каковы же ваши впечатления от игры? Вы разочарованы финалом, понравилось? На форуме блуждают всякие негативные отзывы о концовке, так что же думаете вы?
Sonic: Я ещё не закончил :)
Dragn: Mass Effect 3 безусловно удалась. Много действительно эпичных моментов, более сильный «эффект кино» и улучшенная шутерная часть игры, но, к сожалению, вариативность совсем упала до 2х вариантом с очень редким вкраплением «убеждения» и «quick time events». Это, безусловно, окупается хорошей блокбастерной подачей сюжета, диалогов и квестов, но, увы, все это хорошее продержалось до последних 5 минут, которые сильно испортили впечатление от игры. В итоге, как игра Mass Effect 3 очень хороша, но как завершение трилогии не очень. Особенно это обидно в том плане, что BioWare уже почти-почти довели до нужного градуса драмы и мрачности... и такой резкий поворот на 180 градусов.
Xzander: Mass Effect 3 получился отличной игрой. Геймплейно у меня нет никаких претензий, это еще более отточенный и доведенный до ума вариант из второй части. Мультиплеер грамотно вписан в игру, и сам он оказался на удивление приятным и увлекательным. Диалоги с сопартийцами интересны, изобилуют отсылками к событиям прошлых частей, а сами персонажи теперь не просто сидят на своих «рабочих местах», а перемещаются по кораблю и по Цитадели, общаются друг с другом, комментируют прошедшие миссии, что в немалой степени добавляет жизни происходящему. Жаль только, что примерно 2/3 такого общения с ними происходит без кат-сцен. Дизайн уровней и структура миссий тоже практически доведены до совершенства для подобной игры. Да и в сюжетном плане сами миссии вызывают порой очень сильные эмоции – особенно это касается заданий на родных мирах разных рас.
Что касается финала, то мне он вполне понравился, хотя и не принес такого же удовлетворения от выполненного задания, как в Mass Effect 1 и Mass Effect 2. Но это не делает его «плохим» – он просто другой. Кому-то может не нравиться, но ведь невозможно угодить всем и каждому, всегда найдутся недовольные.
В случае с Mass Effect 3 меня еще печалит то, что некоторые люди, видимо неудовлетворенные финалом, начинают ругать всю игру на пустом месте, выискивая у нее какие-то субъективные смехотворные недостатки, которые при большом желании можно найти в 90% других игр, а уж в первых двух частях Mass Effect и подавно. Я наблюдаю это на нашем форуме, и это печально. Это во многом напоминает ситуацию с Dragon Age II, которую достаточно большое число людей необоснованно считает провалом и тоже приписывает ей кучу изъянов. За исключением пары объективных недостатков, как то «клонированных» данженов и безликого инвентаря, во всем остальном она как минимум не хуже Dragon Age: Origins.
Del-Vey: К сожалению, я так и не добрался до триквела. Даже если я смогу добраться до игры в ближайшие дни, то вряд ли скоро смогу поделиться впечатлениями о Mass Effect 3, и особенно о его концовке. Работа занимает большую часть моего времени.
Понятно всё с вами. Кхм, я тут подумал, что, наверное, должен отвечать как-то иначе, но у меня почему-то выходит сухость, ха. Ну да ладно, скажите, а откуда у вас такие ники? Нет, ну, допустим Xzander с таким ником я понимаю, а что насчет остальных?
Sonic: Ну у меня супер-RPGшный ник, разве не видно? :-D На самом деле просто очень много играл в Sonic'a на своей Sega Mega Drive II. Так и прицепился. Несу добро и позитив)
Dragn: На самом деле, точно определить, почему именно такой ник, я уже не могу, но с ним я более десятка лет =)
Del-Vey: Никнейму уже лет двенадцать, если не больше. В юношестве увлекался «Звездными войнами», хотел себе ник вроде Obi-Wan, Qui-Gon. Увидел название издательства, занимающегося книгами по ЗВ, Del rey, добавил тире, заменил буковку и вуаля.
Отлично, это было из личного интереса, буду знать.
Ладно, хватит копаться в прошлом и истории, давайте поговорим о настоящем. Впрочем, это уже тоже часть прошлого, но не такая древняя, так сказать. Miss Gamer. Расскажите о вашем впечатление, личном участии, опыте, что вы узнали нового, контакты какие-то, друзья? Поделись, такое событие происходит в игровой российской индустрии второй раз, если я не путаю и впервые для вас. Каково это было?
Sonic: Ну, сложно сказать, что мы приняли в этом активное участие. Мы лишь помогали с организацией отборочного тура и информационным освещением. Всё остальное легко на плечи ЕА и самой Ани. Но мы очень рады, что именно представительница нашего коммьюнити выиграла конкурс. :) Личного участия из администрации никто не принял. Но наш новостник SergiySW был на финале конкурса в качестве поддержки.
Раз вы не приняли активного участия, тогда я спрошу SergiySW о конкурсе.
Расскажите о ваших впечатлениях, как вам сам конкурс в целом, организация его? Эмоции, контакты, впечатления, новые друзья?
SergiySW: Разве часто в России могут собраться вместе фанаты самых разных игр? «Мисс Геймер» – это отличный повод. Но конкурс интересен и сам по себе. Если вы следили за ним, то наверняка вспомните несколько забавных и веселых моментов.
Финал конкурса прошел блестяще. Организаторы, участницы и зрители постарались на славу. Приятная атмосфера и интересные собеседники… Каждый, конечно, желал победы своей участнице, но мы же фанаты, а не фанатики. :) Спасибо тем, кто провел «Мисс Геймер», на конкурс в следующем году я схожу, даже если там не будет участницы от BRC (скрестим пальцы, чтобы BioWare не затягивали с новой игрой).
Выступления остальных конкурсанток, не спорю, были красивыми. И все же они просто носились по сцене в костюмах. Убрать костюмы – и их выступления не отличить одно от другого. С Аней совсем иначе: она не побоялась вжиться в роль, выступить не только как красивая девушка, но и как личность. Ее речь была самым ярким и запоминающимся моментом на конкурсе. Мы не знали, как судьи это оценят, и интрига сохранялась до самого конца. Особенно неприятно было смотреть, как одна за другой соперницы получают призы от спонсоров конкурса, Ане же ничего не достается… Первое место стоило этого напряжения!
Мне еще запомнился момент, когда показывали Launch Trailer Mass Effect 3. Благодаря русскому дубляжу не было слышно музыки, но даже в таком виде он производил огромное впечатление.
Спасибо за компанию Lex Luter’y и Armanth’y, а также всем тем, чей телефон я не записал, а имя подзабыл. :)
Sonic: Вы знаете. Я тут только что доиграл ME3 и могу сказать следующее (осторожно, возможные спойлеры впереди! Выделите черный текст, чтобы прочитать – прим. ред.):
Не понимаю всеобщего негодования. Концовка такая, какая должна быть, на мой взгляд. Я всегда считал что Шепард погибнет в конце. Ну да, есть вариации, но всё же. Ну и может быть несколько не хватает инфы о том, что было после. Но сама реализация концовки – восхитительна. Я сидел, смотрел и пёрся. Они не сделали очередной тупой бой с гадким-гадким боссом. А сделали что-то интересное, впечатляющее и в чём-то неожиданное. Просто супер. Ну и благодаря ролику после титров, я думаю мы вполне можем ждать ещё одной игры.
Я чего-то подобного и ожидал, честно говоря. Теперь наше интервью нужно выпускать с пометкой «осторожно, спойлеры». Или там – «слабонервным не читать», например.
Вернемся к конкурсам и заглянем в будущее слегка. Есть ли у вас в ближайших планах провести какой-нибудь конкурс, разыграть что-нибудь в масштабах сайта? Думали ли вы над этим?
Sonic: Вот прямо сейчас у нас идёт самый крупный в призовом отношении конкурс по Mass Effect 3, который мы проводим совместно с компанией Nvidia и Electronic Arts. В призах – отличные видеокарты.
Нет, ну если бы я имел конкурс вот прямо сейчас – я бы так и сказал. Я имею в виду нечто в будущем. Может у вас есть планы, но вот сейчас вы готовы поделиться с ними.
Sonic: Нет, планов пока нет. У нас чаще всего по-другому бывает. К нам обращаются с предложением провести конкурс.
Ну, может быть устроим что-то к ДР сайта.
Насколько сильно увеличилась ваша аудитория, после выхода DA2 и МЕ3? Сложно ли модерировать такой крупный ресурс, много ли неадекватов на вашей памяти было?
Sonic: Выходы новых игр, конечно, увеличивают объём. Но по-разному. Выход МЕ2 принёс нам очень много новых людей, увеличил ежедневную посещаемость. Рекорд тогда был где-то 15000 за сутки, и мы устаканились на 10-12 тысячах после спада. DA2 поднял рекорд до 24 тысяч, но затем откатились обратно, почти без изменений. TOR, к сожалению, у нас не так популярен. Поэтому особого эффекта не было. Зато МЕ3, конечно, порвал всех) Почти до 30000 дотянулись. И сейчас, спустя почти 2 недели после выхода продолжаем держать >25. И поставили новый рекорд одновременного пребывания – 2000 человек он-лайн. Конечно, посещаемость упадёт, но мы надеемся установить новую планку в «спокойный» период. По модерированию ребята лучше меня расскажут.
Del-Vey: По поводу посещаемости Йож все уже сказал. А вот с модерированием сложнее. Народу много, невменяемых среди них масса. Поэтому у нас на каждом разделе по несколько модераторов. Благо, что все-таки большая часть посетителей представляет собой людей нормальных, адекватно относящихся к предупреждениям и даже баном.
Хотя, конечно, бывали случаи, когда даже бан не останавливал обиженных детей от «мести». =)
В прошлый раз мы говорили о рекламе на сайте, я вижу, она появилась в небольшом размере. Помогло ли это, легче стало?
Sonic: Реклама, в общем-то, была и тогда. Помогает сильно. Больше не приходится скидываться на оплату хостинга и так далее. Когда к новому году решили обновить сервер – объявили общий сбор средств. Очень порадовал, что откликнулось много людей, и нужная сумма была легко набрана. Огромная благодарность всем, кто сделал свой вклад.
Видел, у вас на форуме был пиар проекта rpgnuke. Знаю, что это проект Del-Vey, но какова роль остальных в этом, это относится как-то к BRC или просто нечто стороннее?
Sonic: К BRC в первую очередь Нюк относится технической частью. Оба сайта выполнены на единой технической базе. Только форумы у нас различаются. Движок сайта у нас «единый». Ну и всей технической частью занимаюсь я. Когда нахожу время :( Плюс, конечно же, есть часть общей аудитории. В остальном проект от нас никак не зависит и развивается собственными силами, что не может не радовать.
Del-Vey: Я полный профан во всем, что касается программирования веб-сайтов, поэтому в первую очередь обратился к Йожику за помощью. Ну а там и камрад Dragn присовокупился к общей компании. Он у нас как талисман, знаешь ли, эдакий символ команды, без него никак.
В целом, как уже сказал Георгий, никакого отношения RPGNuke к BRC не имеет. Помимо того, что я его здесь пиарил. Да, кстати, на правах рекламы http://www.RPGNuke.ru – мы убиваем щенка каждый раз, когда вы игнорируете эту ссылку.
Кстати, я тут подумал. А у вас есть свой youtube – канал? Туда же можно заливать свои видео, переводы, оформлять сабы и все такое. А затем зарабатывать на этом, просмотры = деньги. Не думали заняться таким?
Sonic: Есть. Льём туда свой контент. Пытаемся канал разгружать. По-хорошему надо бы расширением канала озаботиться теперь, после нового сервера.
Xzander: Ага, канал есть, не так давно появился – http://www.youtube.com/user/rubioware/. В моменты особого наплыва посетителей – особенно если мы выкладываем какой-нибудь «тяжелый» контент, например, то же видео – у нас, к сожалению, сильно падает скорость. Ютуб в этом случае может служить альтернативой. Мы туда дублируем наши ролики с субтитрами. А перед выходом МЕ2, когда мы делали субтитры сразу к трем сериям «making of», каждая из которых состояла из нескольких частей, пришлось даже прибегнуть к помощи известного российского торрент-трекера, чтобы донести до пользователей наши субтитровые старания. :)
Del-Vey: Я всегда думаю о деньгах. Я даже придумал, как монетизировать Соника, но, как выяснилось, рабство у нас незаконно.
Ужас, какой садист в администрации ресурса. =)
Ну и подходя к концу беседы, можете вспомнить что-то личное интересное из форумной жизни? Что-то, что запало вам в душу или что вы вспоминаете с радостью, какие-то воспоминания, может быть?
Xzander: Что-то особо интересное? Ну, во всякие скандальные вещи я, пожалуй, углубляться не буду – кому надо, тот и так все знает ;), а что касается приятных воспоминаний, связанных с форумом, то для меня это, наверное, вторая половина 2008 года – тогда на форуме сидело всего человек 20 посетителей, и была такая душевная, домашняя атмосфера.
Dragn: Подписываюсь под ответом Xzander'a. Вторая половина 2008 года была полна скандалов, интриг и расследований. При том, что людей на форуме было очень мало и все знали друг-друга в лицо.
Sonic: Я не самый активный участник форума... Но смена движка с обновлением дизайна многих зацепила))
Del-Vey: Я смаковал этот вопрос 10 минут и не смог ничего такого припомнить. Видимо, я недостаточно сентиментален.
Были ли у вас за последние пару лет форумные сходки, встречи, тусовки? Бээрцовки (BRC'овки, по аналогии с торрентовками.)
Xzander: Была большая био-сходка на 5-летие ресурса в 2010 году, на которую у меня, к сожалению, не получилось попасть. Ну и, так сказать, в тесном кругу встречались пару раз.
Sonic: Ну на 5-летие сайта. А 1,5 года назад ещё был совместный (я, Orzov, DarthDima, Sicillian) поход на концерт Blind Guardian в Москве.
Del-Vey: Были.
Пару слов для ваших пользователей, напутственные слова напоследок?
Xzander: Главное напутствие пользователям – stay tuned!
Del-Vey: Да, пожалуй, мне есть что сказать. Пожалуйста, прекратите спрашивать у меня, как попасть на работу в BioWare! Я понятия не имею!
Sonic: Мы вас всех очень любим, но, как уже сказал Рома, писать нам идеи по играм или обращаться за технической поддержкой бесполезно – для этого есть официальные каналы :) А так – оставайтесь с нами, приводите друзей, укрепляйте наше BioWare Russian Community.
Dragn: Stay Hungry. Stay Foolish. ©
Спасибо за внимание, надеюсь, вам понравилось. Лично мне – очень.
До скорых встреч!